--2--
ПРОДОЛЖЕНИЕ


Начиная с первой римско-персидской войны и в длинном ряду последующих столкновений, являющихся в сущности одной, почти непрерывной войной в течение столетий, Армения всегда была на стороне Рима. Однако союз этот оказался гибельным для Армении после того, как последняя война римлян с персами завершилась позорным для Рима миром. Империя уступила персам пять провинций и предоставила для разгрома верного союзника - Армению. Римляне и персы вскоре пришли к убеждению, что им незачем сохранять независимость Армении и решили разделить армянские земли между собою. Так в 428 году прекратило своё существование древнеармянское государство.

V-ХI ВЕКА. ВИЗАНТИЙСКАЯ И ПЕРСИДСКАЯ АРМЕНИИ. АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ ДИНАСТИЕЙ БАГРАТИДОВ

В течение V-VI веков Армения оставалась разделённой между Восточно-Римской империей (Византией) и Персией. По разному сложились судьбы армянских земель - в византийской части была введена имперская администрация, в персидской, по словам историка Егише, - «царство перешло к нахарарам» (князьям), которые подчинялись правителю, назначаемому персидским царём. В этот тяжёлый период армяне сохранили себя и свою культуру благодаря мужеству и стойкости народа. Громадным подспорьем этому послужило великое изобретение начала V века - создание армянским учёным Месропом Маштоцем национальной письменности.

Феодальный строй проник в обе части раздробленной Армении, постепенно она распалась на множество княжеств, к концу VII века их насчитывалось уже около пятидесяти. Наиболее влиятельными из них были княжества Мамиконидов, Багратидов, Арцрунидов.
По разному складывались и вассальные отношения в византийской и персидской частях Армении. Западная Армения подчинилась власти единоверного императора и поддалась новой волне эллинизации, на Востоке росло недовольство персидским владычеством. В V-VI веках вспыхнул ряд восстаний народа. Это был протест против попыток искоренить в стране христианство и ассимилировать армянский народ. Наиболее значительное сражение произошло 26 мая 451 года на Аварайрской равнине, возглавил его полководец Вардан Мамиконян, которому удалось собрать 66 тысяч воинов. В этом сражении, по словам историка и очевидца Егише, «цветущие поля были залиты кровью» и «сердце человека разрывалось при виде груд убитых». Девизом сражения стали вещие слова - «Смерть осознанная - это бессмертие». Позднее Вардан и все павшие с ним в бою были причислены армянской церковью к лику святых. Знаменитая Аварайрская битва была проиграна, однако, встретив упорное сопротивление, персы вынуждены были отказаться от посягательств на религию и самобытность армянского народа.

С середины VI века начинается постепенное расширение византийской Армении за счёт персидской. К началу VII века восточная граница византийской Армении доходила до озера Ван. Персия слабела и в 30-ых годах VII века была сокрушена арабами. По миру началось шествие новой религии - ислама. Образование Арабского Халифата - могущественного военно-феодального государства, стало на долгое время исторической реальностью, с которой вынуждены были считаться и мириться многие страны и народы древнего мира.
Опустошительные набеги арабов в 640, 642-643 и 650 годах, сопровождавшиеся грабежами, разорением и уводом жителей в плен, вынудили бывшую персидскую Армению признать власть Арабского Халифата, но на определённых условиях автономии и сохранения феодальных княжеств. В 652 году полководец и дипломат Теодорос Рштуни заключает выгодный для Армении договор. Армения становится провинцией Арабского Халифата, в страну был назначен наместник, которого армянские историки называют «востикан».

Конец VII и начало VIII веков наполнены восстаниями народа против власти Халифата, особую активность проявлял княжеский дом Багратидов, который в конце концов достиг своей цели в 744 году, когда Багратиды получили титул правителей Армении. В 859 году князь дома Багратидов Ашот получил в свои руки управление Арменией с титулом «ишхан-ин-ишхан» (князь князей). Употребив все силы для умиротворения страны, Ашот, человек способный и прозорливый, создал армию, укрепил власть, после чего Халифат уже не решился отказать ему в титуле царя. Но это произошло спустя четверть века фактического правления; в 885 году Ашот принял титул царя. Его признал также византийский император Василий I, приславший корону и дорогие подарки. Вслед за Багратидами добились самостоятельного княжества Арцруниды, Сюникские князья и другие. Страна разделилась на ряд княжеств, преследовавших свои интересы, весь этот строй отношений приобрёл характерные черты феодализма.
Историки изображают правление Ашота I как эпоху процветания Армении. Соседние же армянские княжества продолжали истощать друг друга в постоянных войнах, которые справедливо назвать междоусобными. Во владениях Багратидов царило сравнительное спокойствие, воздвигались церкви, монастыри, больницы, в 961 г. столица была перенесена из Карса в Ани, который богател и рос. Соседи искали союза с сильными Багратидами, внутри страны развивалась торговля. Апогея своего блеска и могущества Багратидское царство достигло при Гагике I (989-1020 гг.). При нём также были основаны новые школы, больницы, завершена постройка собора в Ани, вызывающего и поныне восторг архитекторов и археологов.

С середины XI века армянское царство и княжества стали быстро клониться к упадку частью под влиянием междоусобных распрей, частью вследствие натиска Византии, получившей свободу действий после ослабления Халифата, частью под натиском новых завоевателей - турок-сельджуков, начавших свои походы против Армении во второй половине XI века. Армения вновь оказалась разделённой между мусульманским Востоком и христианским Западом, как когда-то между римлянами и персами. В последней четверти XI века она представляла бедственную картину. Страна была опустошена войнами и набегами, города разрушены, торговля прервалась, культуре был нанесён тяжкий удар. Некоторые армянские князья, уступившие свои владения Византии, получили взамен города и земли на далёком юго-западе империи, у Средиземного моря, в горах Киликийского Тавра. Киликия и явилась колыбелью, из которой выросло новое армянское царство - Киликийское, сохранившее традиции армянской культуры и в течение ещё трёх столетий поддерживавшее армянскую государственность.

XI-XIV ВЕКА. КИЛИКИЙСКОЕ ЦАРСТВО

Процесс образования нового государства был не из лёгких - Византия ревниво следила и как могла противодействовала этому. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, его основала династия Рубенянов (Рубенидов). Это совпало с эпохой первого крестового похода (1096-1099), путь крестоносцев лежал через Киликию, армяне встретили западных христиан как единоверцев, оказывали им всяческую помощь, сами вступали в ряды крестового воинства.

Так, с самого начала завязались отношения с Западной Европой, столь характерные для всей истории Киликийского царства. Рубениды постоянно поддерживали связи с европейскими династиями, междинастические браки ввели их в круг европейских государей, заставили, правда, вмешиваться в распри родственников, но сделали имена властителей Киликии хорошо известными на Западе. Наконец, в 1198 году Левон II (Великий) был коронован на царствование. При нём Киликия достигла своего наивысшего расцвета.

Столицей государства стал Сис, который стоял на притоке реки Пирам. Источники XII века сообщают, что в городе было «огромное население», «великолепные церкви», «дворец с бельведерами и садами», «архивы, святые мощи» и тому подобное.
Гаванями Киликии служили Айас и Тарс, морская торговля велась также иностранными купцами, имевшими в Киликии свои фактории и колонии. Сама природа, казалось, позаботилась о безопасности Киликии.Один из путешественников писал: «Эта страна в высшей степени защищённая, ибо с одной стороны она окружена морем, а с другой укреплена высокими и неприступными горами, через которые существует лишь небольшое число проходов, хорошо охраняемых». Все эти преимущества не спасли, однако, Киликию от того разгрома, какому подверглась вся Передняя Азия в XIII-XIV веках от египетских мамелюков.

Киликийское царство пало в 1375 году, но существование его было далеко не бесплодным. На протяжении более трех столетий армянский народ имел возможность развивать свою культуру, науку, литературу, искусства в независимом государстве. Киликия теснейшим образом связалась с Западно-Европейским миром, став «авангардом Европы в Азии». Через Киликию, благодаря её напряжённой духовной деятельности, дошли до нас многие памятники культуры средневековой Армении, любовно и заботливо сохранённые предания родной старины. Большое число рукописей, по которым мы знакомимся теперь с древней армянской письменностью, было переписано в центре Киликии, её городах и монастырях.

Киликийское царство в истории армянского народа - яркая и своеобразная страница.

В северной части исторической Армении в XII веке забрезжил свет самостоятельной жизни. К 1122 году христианская Грузия настолько окрепла, что её царь Давид IV (Строитель) смог отбить у мусульман Тифлис, а в 1124 году - и Ани. При царице Тамаре вся Северная Армения была освобождена от иноземцев, было создано обширное княжество Закаридов, во главе которого стояли видные военачальники и государственные деятели Закарэ и Ивана Закаряны и другие представители этого знатного рода.

В эту эпоху (XII-XIV века) Ани оставался центром армянской культуры на севере. Зависимость от Грузии была номинальной. Умелый ряд великолепных сооружений в Ани возник именно в этот период. Были построены новые церкви, обновлена городская стена, возведены башни, сооружён прекрасный одно-арочный мост, неподалеку от города была основана Академия. Наибольших размеров город достиг в XIII веке - в нём числилось, по словам историка, свыше ста тысяч жителей и более десяти тысяч домов.

Тяжкий удар процветанию Ани и надеждам остальных земель древней Армении нанесло монгольское нашествие, то самое, которое привело на Руси к татарскому игу. В 1236 году полчища монголов сложили город, взяли его приступом и предали ужасному разгрому, от которого он уже не смог оправиться. Но жизнь в Ани и ряде других уголков Армении тлела ещё почти сто лет, пока в XIV веке по всей Азии не прокатилась новая волна захватчиков под предводительством Тамерлана (Тимура). Армения вступила в один из самых мрачных периодов своей истории.


<< Вернуться в начало

Главная
Hosted by uCoz